вторник, 30 августа 2016 г.

Приготовление пищи


4.5. Приготовление пищи

Наиболее сложной и трудоёмкой работой для детей с наруше­ниями зрения является приготовление пищи. В обучении практиче­ским действиям наиболее эффективным остаётся способ сопряжён­ных действий. Для самостоятельных действий, связанных с питанием, необходимо овладеть целым набором специальных умений и навыков. Очень важно добиться выполнения практиче­ских действий с постоянным тактильным контролем.

Готовим бутерброд

Левая рука удерживает продукт (хлеб, сыр, колбасу) накрывая его; указательный палец регулирует расстояние от края (тол­щину), затем приставляется нож и отрезается продукт.
При намазывании хлеба маслом (джемом, паштетом) кусок берут в левую руку, на середину куска кладут масло, постепенно поворачивая хлеб, намазывают его в направлении к краю кус­ка, но при этом направляя к себе.

Наливаем воду

Наполнение сосуда можно определить следующими способами:
·        с помощью пальца, который следует держать у верхнего сечения;
·        по весу (для этого сосуд необходимо время от времени поднимать);
·        по звуку, так как по мере наполнения сосуда жидкость издаёт характерный звук, тон которого меняется, когда жидкость подходит к краю;
·        с помощью деревянной ложки, которая по мере наполнения сосуда всплывает, отчего угол, образуемый ложкой и краем сосуда, уменьшается.
Овладение вышеописанными приемами наливания жидкости весьма полезно слабовидящим детям, так как это делает их ориентировку в быту и манеры практически такими же, как у нормально видящих.

Определяем кипение воды

В настоящее время появилось много модификаций посуды, освобождающей человека от контроля за закипанием, тем не менее, слепые и слабовидящие должны уметь определять без зрительного контроля кипение жидкости.
При обучении способам определения на слух закипания воды можно использовать:
- чайник со свистком;
- приём неплотно закрытой крышки;
- ориентировку на характерное клокотанье кипящей воды (при кипении слышен шум, который исходит от сосуда (чайника, кастрюли), когда температура повышается до 70°С. Начало шума означает, что через несколько минут вода закипит и шум перейдёт в клокотанье).
При кипячении молока людям с нарушением зрения лучше пользоваться «сторожем» (специальным приспособлением).

Первичная обработка продуктов

К первичной обработке продуктов относится их сортировка, мытьё и чистка.
В процессе сортировки необходимо научить детей с помощью сохранных анализаторов (обоняния, тактильной чувствительности, остаточного зрения) определять степень доброкачественности пищевых продуктов.
Для мытья овощей и фруктов удобно использовать небольшие щётки. Они обеспечивают хорошее качество работы и оберегают руки от повреждений, которые могут снизить тактильную чувствительность.
Дети должны уметь чистить картофель. Можно показать три способа его чистки.
Первый. Тщательно вымытый картофель режется на крупные круги. Затем каждый круг чистится по периметру.
Второй. У вымытого клубня картофеля на ощупь определяются и удаляются глазки, а далее клубень чистится по вертикальным полоскам. Главное здесь ─ проконтролировать качество работы с торцовых сторон клубня. При чистке левая рука держит клубень, а правая рука ведёт нож по нему. Одновременно левая рука поворачивает клубень, а большой палец левой руки скользит рядом, но чуть-чуть ниже ножа. Этот палец, передвигаясь, должен искать линию, разделяющую очищенную и неочищенную части поверхности клубня. Таким образом, он выполняет функции поиска неочищенной поверхности и контроля за качеством работы.
Третий. Клубень чистится вкруговую по спирали. Начинают чистить с торца до торца по кругу, то есть посредине картофелины. Движением по спирали очищается сначала одна половина клубня, а затем вторая. Большой палец левой руки, как и в предыдущем случае, выполняет функции поиска и контроля.
Аналогично чистят и другие овощи. Во время чистки овощи следует как можно чаще мыть, потому что на чистой поверхности легче с помощью осязания обнаружить ещё не обработанные места.

Определяем готовность пищи


С самого начала обучения детей приготовлению пищи надо объяснить, что определять готовность пищи можно разными способами: смотреть на цвет продукта, пробовать на вкус, проверять инструментально (вилкой, ножом, ложкой), фиксировать время. Для людей с нарушением зрения самым безопасным и доступным способом является последний. Поэтому детям необходимо, чтобы они запоминали (в случае необходимости записывали) время приготовления различных продуктов. В самостоятельной жизни эти знания помогут им избежать ожогов.