суббота, 13 августа 2016 г.

Общие рекомендации и советы родителям




1. Общие рекомендации и советы

Самообслуживание – это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в одежде, готовность сделать для этого всё необходимое без требований извне, из внутренней потребности соблюдать гигиенические правила.
Родители должны чётко знать, какие навыки необходимы детям. В самообслуживании перед ребёнком всегда ставится конкретная цель, способы достижения которой ему должны быть понятны. Преодолеть трудности поможет родителям руководство следующими общими правилами:


1. Терпение ─ самое главное в вашем стремлении привить ребёнку прочные навыки. Обучение самообслуживанию и личной гигиене ─ дело хлопотное и трудное. Порой вам будет казаться, что все труды напрасны, ─ так медленно усваивает ребёнок ваши уроки. Но они непременно дадут результат, сполна оправдывающий усилия.

2. Ребёнку с плохим зрением нужно больше времени для отработки навыка. Ему нужно время для понимания того, о чём вы его попросили и как он будет действовать.

3. Не стремитесь научить ребёнка всему сразу. Это для него может быть пока просто непосильным. Разделите действие на мелкие операции. Добивайтесь поочередного и прочного усвоения каждой.

4. Обучая ребёнка, опирайтесь на сохранные органы чувств (слух, осязание, вкус) и на остаточное зрение, если оно имеется. Активно включайте в занятия речь: объясняйте ребёнку всё подробно, обращайте его внимание на важные детали, стремитесь к тому, чтобы ребёнок также озвучивал свои действия. Рассказывайте, что вы делаете. Старайтесь употреблять предельно точные слова с описательным значением. Давайте одни и те же указания при выполнении одинаковых действий.

5. Начиная обучать малыша какому-либо действию, лучше всего использовать следующие приёмы:
        Руки ребёнка лежат на ваших руках, производящих действие, и таким образом изучают движения ваших рук, запоминают их ─ пассивные действия.
        Более эффективен способ сопряжённых действий, когда вы берёте руки малыша в свои и стараетесь произвести действие совместно с ним, сопровождая их словесными объяснениями.
При обучении приемам сопряжённых и пассивных действий лучше находиться сзади малыша и примерно на его уровне (можно сесть на корточки или встать на колени) ─ так ребёнок лучше поймет показываемые действия.

6. Ребёнка надо научить активности собственных рук: приучать дотрагиваться, прикасаться, прощупывать, следовать своими руками за движениями рук взрослого. Вместо зрительных образов у него должны возникать образы тактильно-двигательные.

7. Помощь ребёнку с вашей стороны должна быть разумной. Не лишайте его возможности получить радость от сознания «Я сам!», «Я умею!», «Я научился!». Помните, насколько ваш ребёнок самостоятелен сегодня, настолько он свободен и счастлив завтра.

8. Обучение несовместимо со спешкой, раздражительностью. Выбирайте время для занятий, когда ребёнок в хорошем настроении, здоров, когда вы никуда не торопитесь.

9. Учите ребёнка по окончании выполнения действия контролировать его результат. Иначе говоря, взрослый вместе с ребёнком проверяет, правильно ли выполнено действие: застёгнута ли кофта, хорошо ли надеты колготки, осталась ли еда в тарелке, положена ли на место ложка, чисто ли вымыт рот и т.д.

10. Старайтесь, чтобы ваши занятия не были излишне академичными, иначе у ребёнка пропадет к ним интерес. Оживляйте их игрой, прибаутками, потешками.

11. Правильное воспитание детей в процессе самообслуживания немыслимо, если родители не интересуется результатами их работы. Не забывайте высказывать своё отношение по поводу успехов и неудач. Ребёнку важно чувствовать ваше живое участие. Взрослые должны вместе с детьми разобраться, что тут хорошо, а что плохо и почему. Тогда они быстрее поймут свои ошибки, утвердятся в достигнутом и сумеют в следующий раз сделать лучше. Оценивая то, как ребёнок умылся, убрал игрушки, как повесил свои вещи, недостаточно сказать: «Молодец» или «Неправильно». Оценка трудовой деятельности должна содержать в себе подчёркивание достижений ребёнка в данный момент и того, что пока ещё плохо получается. Надо иметь в виду, что объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать всё самим, стремление работать лучше, умение преодолевать трудности, добиваться результата.

12. Очень важно при обучении приёмам одевания, умывания, уборки игрушек сохранять неизменным один и тот же способ. Это обеспечивает быстроту формирования прочного навыка. Последнее достигается также благодаря многократному повторению одних и тех же действий в определенной последовательности. Не нужно бояться ещё и ещё раз показать и объяснить, что и как делать. Дело в том, что навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу. Для того чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, нужно, прежде всего, чтобы они хорошо поняли, как это следует делать. Необходимо постоянно упражнять их в этой работе. Через некоторое время появится необходимый навык, прочное умение. Одним детям нужно для этого меньше времени, другим ─ больше. Словесные объяснения способствуют закреплению приобретённых навыков, выработке точных движений, обеспечивают возможность совершать какие-либо действия согласно каждому слову родителей. Позднее взрослый может придать своему объяснению более общий характер: «Завяжи шарф хорошо, как я тебя учила»; «Вспомни, как нужно убирать в ящик игрушки». Такое общее напоминание активизирует мысль, побуждает вспомнить, какой способ выполнения нужно применить, какие действия в него входят, какова их последовательность.

13. Часто дети надевают платье или убирают игрушки и делают при этом множество лишних, беспорядочных движений. Они тратят много энергии, а качество работы остаётся плохим. Поэтому, отрабатывая навык, нужно учить их избегать лишних движений: «Почему ты, снимая колготки, тянешь их за резинку? Посмотри, они всегда оказываются у тебя наизнанку. Так ты никогда не научишься надевать их быстро. Потяни колготки за носочки ─ вот и будет хорошо: колготки не нужно будет выворачивать».

14. Труд по самообслуживанию требует несложной, но чёткой организации. Сам процесс диктует здесь такую организационную форму, как повседневное, продолжительное систематическое участие детей в выполнении своих обязанностей, связанных с удовлетворением личных потребностей. Продолжительное выполнение одного и того же задания обеспечивает усвоение способа, быстроту и качество его реализации.

15. Особое значение в организации самообслуживания имеет соблюдение твёрдо установленного режима, последовательное проведение бытовых процессов: умывания, одевания, приёма пищи. Чёткий, размеренный распорядок жизни – это одна из тех культурных привычек, которую нужно воспитывать с самого раннего возраста.

16. Закреплению навыков самообслуживания способствует создание специальной среды. В удобном месте должны располагаться предметы, необходимые ребёнку для самостоятельного использования: вешалка для верхней одежды, полотенце и туалетные принадлежности, место для игры и игрушек, стульчик и столик должны быть расположены так, чтобы ребёнок мог самостоятельно всем этим воспользоваться.

17. Важно не только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять выполнение, добиваться, чтобы дети поняли необходимость своих действий для окружающих. Если ребёнок долго одевается, у него меньше времени остается на игры, прогулку; оставил неубранными игрушки ─ маме трудно, неудобно мыть пол. Это позволяет воспитывать в детях заботливость, стремление делать всё хорошо, чтобы помочь другим.

18. К формированию самостоятельности подводит ребёнка осознание обязанности постоянно заботиться об окружающих. Как правило, оно сочетается с инициативностью, умением добровольно находить для себя занятие, готовностью сделать полезное для других. Наблюдение за ребёнком дает понятие о том, сформировано ли у него чувство самостоятельности. Большие возможности для формирования самостоятельности содержит в себе труд детей дошкольного возраста в природе как единственный вид производительного труда, доступный малышам.

19. Для того чтобы сформировать у слепого ребёнка мотив долга и ответственности перед взрослым за выполнение задания, необходимо постепенно усложнять поручения и подкреплять возникающий у ребёнка интерес положительной, доброжелательной оценкой: «Хорошо, что ты помогаешь мне, мы быстрее накроем стол!».

20. Своевременное формирование навыков самообслуживания и бытового труда в дошкольном возрасте явится залогом успешного психического развития ребёнка в последующем, будет способствовать развитию познавательного интереса, необходимого для познания окружающего мира.

21. Если с врачом-офтальмологом не были оговорены ограничения на какие-либо действия (при ряде заболеваний опасны поднятие тяжестей, резкие движения и др.), то слепому или слабовидящему ребёнку доступны практически все работы в той или иной степени.

22. Периоды развития слепых и слабовидящих детей не совпадают с периодами развития зрячих, они более длительные по времени. Эта особенность развития детей с нарушением зрения обусловлена тем, что им приходится вырабатывать свои способы познания мира, которые не свойственны нормально видящим детям. Поэтому незрячий ребёнок нуждается в бóльшем внимании, любви и заботе. Чем быстрее родители поймут, что не всё потеряно, чем раньше начнут заниматься развитием своего малыша, тем скорее поймут, что их ребёнок обладает уникальными способностями познавать окружающий мир и учиться жить. Внимание к ребёнку, учёт индивидуального темпа и особенностей его развития, вера в его способности ─ вот основа его жизненных успехов.