1.
Общие рекомендации и советы
Самообслуживание
– это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в одежде, готовность сделать
для этого всё необходимое без требований извне, из внутренней потребности соблюдать
гигиенические правила.
Родители должны
чётко знать, какие навыки необходимы детям. В самообслуживании перед ребёнком
всегда ставится конкретная цель, способы достижения которой ему должны быть
понятны. Преодолеть трудности поможет родителям руководство следующими общими
правилами:
1. Терпение ─
самое главное в вашем стремлении привить ребёнку прочные навыки. Обучение
самообслуживанию и личной гигиене ─ дело хлопотное и трудное. Порой вам будет
казаться, что все труды напрасны, ─ так медленно усваивает ребёнок ваши уроки.
Но они непременно дадут результат, сполна оправдывающий усилия.
2. Ребёнку с
плохим зрением нужно больше времени для отработки навыка. Ему нужно время для
понимания того, о чём вы его попросили и как он будет действовать.
3. Не стремитесь
научить ребёнка всему сразу. Это для него может быть пока просто непосильным.
Разделите действие на мелкие операции. Добивайтесь поочередного и прочного
усвоения каждой.
4. Обучая
ребёнка, опирайтесь на сохранные органы чувств (слух, осязание, вкус) и на
остаточное зрение, если оно имеется. Активно включайте в занятия речь:
объясняйте ребёнку всё подробно, обращайте его внимание на важные детали,
стремитесь к тому, чтобы ребёнок также озвучивал свои действия. Рассказывайте,
что вы делаете. Старайтесь употреблять предельно точные слова с описательным
значением. Давайте одни и те же указания при выполнении одинаковых действий.
5. Начиная
обучать малыша какому-либо действию, лучше всего использовать следующие приёмы:
• Руки ребёнка лежат на ваших руках,
производящих действие, и таким образом изучают движения ваших рук, запоминают
их ─ пассивные действия.
• Более эффективен способ сопряжённых
действий, когда вы берёте руки малыша в свои и стараетесь произвести действие
совместно с ним, сопровождая их словесными объяснениями.
При обучении
приемам сопряжённых и пассивных действий лучше находиться сзади малыша и
примерно на его уровне (можно сесть на корточки или встать на колени) ─ так
ребёнок лучше поймет показываемые действия.
6. Ребёнка надо
научить активности собственных рук: приучать дотрагиваться, прикасаться,
прощупывать, следовать своими руками за движениями рук взрослого. Вместо
зрительных образов у него должны возникать образы тактильно-двигательные.
7. Помощь
ребёнку с вашей стороны должна быть разумной. Не лишайте его возможности
получить радость от сознания «Я сам!», «Я умею!», «Я научился!». Помните,
насколько ваш ребёнок самостоятелен сегодня, настолько он свободен и счастлив
завтра.
8. Обучение
несовместимо со спешкой, раздражительностью. Выбирайте время для занятий, когда
ребёнок в хорошем настроении, здоров, когда вы никуда не торопитесь.
9. Учите ребёнка
по окончании выполнения действия контролировать его результат. Иначе говоря,
взрослый вместе с ребёнком проверяет, правильно ли выполнено действие:
застёгнута ли кофта, хорошо ли надеты колготки, осталась ли еда в тарелке,
положена ли на место ложка, чисто ли вымыт рот и т.д.
10. Старайтесь,
чтобы ваши занятия не были излишне академичными, иначе у ребёнка пропадет к ним
интерес. Оживляйте их игрой, прибаутками, потешками.
11. Правильное
воспитание детей в процессе самообслуживания немыслимо, если родители не
интересуется результатами их работы. Не забывайте высказывать своё отношение по
поводу успехов и неудач. Ребёнку важно чувствовать ваше живое участие. Взрослые
должны вместе с детьми разобраться, что тут хорошо, а что плохо и почему. Тогда
они быстрее поймут свои ошибки, утвердятся в достигнутом и сумеют в следующий
раз сделать лучше. Оценивая то, как ребёнок умылся, убрал игрушки, как повесил
свои вещи, недостаточно сказать: «Молодец» или «Неправильно». Оценка трудовой
деятельности должна содержать в себе подчёркивание достижений ребёнка в данный
момент и того, что пока ещё плохо получается. Надо иметь в виду, что
объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать всё самим,
стремление работать лучше, умение преодолевать трудности, добиваться
результата.
12. Очень важно
при обучении приёмам одевания, умывания, уборки игрушек сохранять неизменным
один и тот же способ. Это обеспечивает быстроту формирования прочного навыка.
Последнее достигается также благодаря многократному повторению одних и тех же
действий в определенной последовательности. Не нужно бояться ещё и ещё раз
показать и объяснить, что и как делать. Дело в том, что навыки
самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу. Для того
чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, нужно, прежде
всего, чтобы они хорошо поняли, как это следует делать. Необходимо постоянно
упражнять их в этой работе. Через некоторое время появится необходимый навык,
прочное умение. Одним детям нужно для этого меньше времени, другим ─ больше.
Словесные объяснения способствуют закреплению приобретённых навыков, выработке
точных движений, обеспечивают возможность совершать какие-либо действия
согласно каждому слову родителей. Позднее взрослый может придать своему
объяснению более общий характер: «Завяжи шарф хорошо, как я тебя учила»;
«Вспомни, как нужно убирать в ящик игрушки». Такое общее напоминание
активизирует мысль, побуждает вспомнить, какой способ выполнения нужно
применить, какие действия в него входят, какова их последовательность.
13. Часто дети
надевают платье или убирают игрушки и делают при этом множество лишних,
беспорядочных движений. Они тратят много энергии, а качество работы остаётся
плохим. Поэтому, отрабатывая навык, нужно учить их избегать лишних движений:
«Почему ты, снимая колготки, тянешь их за резинку? Посмотри, они всегда
оказываются у тебя наизнанку. Так ты никогда не научишься надевать их быстро.
Потяни колготки за носочки ─ вот и будет хорошо: колготки не нужно будет
выворачивать».
14. Труд по
самообслуживанию требует несложной, но чёткой организации. Сам процесс диктует
здесь такую организационную форму, как повседневное, продолжительное систематическое
участие детей в выполнении своих обязанностей, связанных с удовлетворением
личных потребностей. Продолжительное выполнение одного и того же задания
обеспечивает усвоение способа, быстроту и качество его реализации.
15. Особое
значение в организации самообслуживания имеет соблюдение твёрдо установленного
режима, последовательное проведение бытовых процессов: умывания, одевания,
приёма пищи. Чёткий, размеренный распорядок жизни – это одна из тех культурных
привычек, которую нужно воспитывать с самого раннего возраста.
16. Закреплению
навыков самообслуживания способствует создание специальной среды. В удобном
месте должны располагаться предметы, необходимые ребёнку для самостоятельного
использования: вешалка для верхней одежды, полотенце и туалетные принадлежности,
место для игры и игрушек, стульчик и столик должны быть расположены так, чтобы
ребёнок мог самостоятельно всем этим воспользоваться.
17. Важно не
только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять выполнение,
добиваться, чтобы дети поняли необходимость своих действий для окружающих. Если
ребёнок долго одевается, у него меньше времени остается на игры, прогулку;
оставил неубранными игрушки ─ маме трудно, неудобно мыть пол. Это позволяет
воспитывать в детях заботливость, стремление делать всё хорошо, чтобы помочь
другим.
18. К
формированию самостоятельности подводит ребёнка осознание обязанности постоянно
заботиться об окружающих. Как правило, оно сочетается с инициативностью,
умением добровольно находить для себя занятие, готовностью сделать полезное для
других. Наблюдение за ребёнком дает понятие о том, сформировано ли у него чувство
самостоятельности. Большие возможности для формирования самостоятельности
содержит в себе труд детей дошкольного возраста в природе как единственный вид
производительного труда, доступный малышам.
19. Для того
чтобы сформировать у слепого ребёнка мотив долга и ответственности перед
взрослым за выполнение задания, необходимо постепенно усложнять поручения и
подкреплять возникающий у ребёнка интерес положительной, доброжелательной
оценкой: «Хорошо, что ты помогаешь мне, мы быстрее накроем стол!».
20. Своевременное
формирование навыков самообслуживания и бытового труда в дошкольном возрасте
явится залогом успешного психического развития ребёнка в последующем, будет
способствовать развитию познавательного интереса, необходимого для познания
окружающего мира.
21. Если с
врачом-офтальмологом не были оговорены ограничения на какие-либо действия (при
ряде заболеваний опасны поднятие тяжестей, резкие движения и др.), то слепому
или слабовидящему ребёнку доступны практически все работы в той или иной
степени.
22. Периоды
развития слепых и слабовидящих детей не совпадают с периодами развития зрячих,
они более длительные по времени. Эта особенность развития детей с нарушением
зрения обусловлена тем, что им приходится вырабатывать свои способы познания
мира, которые не свойственны нормально видящим детям. Поэтому незрячий ребёнок
нуждается в бóльшем внимании, любви и заботе. Чем быстрее родители поймут, что
не всё потеряно, чем раньше начнут заниматься развитием своего малыша, тем
скорее поймут, что их ребёнок обладает уникальными способностями познавать
окружающий мир и учиться жить. Внимание к ребёнку, учёт индивидуального темпа и
особенностей его развития, вера в его способности ─ вот основа его жизненных
успехов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий