понедельник, 15 августа 2016 г.

Одевание и обувание




2.2. Одевание  и обувание

К числу необходимых умений, которые должен приобрести слепой ребёнок к школьному возрасту, относится умение одеться и раздеться без посторонней помощи. 

Дети осваивают навыки одевания примерно в следующем воз­расте:
·                   До года ребёнок совсем не помогает себя одевать.
·                   После одного года малыш начинает помогать одевать себя.
·                   К двум годам ребёнок может снять широкую одежду.
·                   К трём годам он может надеть широкую одежду самостоятельно, может снимать рубашку, штанишки, колготки, переобуваться с помощью взрослого.
·                   К четырём годам ребёнок умеет застёгивать большие пуговицы.
·                   К пяти годам может одеваться сам, за исключением сложных действий.

Покупая и подбирая одежду и обувь для ребёнка, нужно проду­мать:
·                   будет ли она удобна (приятна ли на ощупь, не сковывает ли движений);
·                   сможет ли ребёнок, пользуясь этой одеждой и обувью, быть
самостоятельным (удобны ли застёжки, крючки, шнуровка, пуговицы и т. д.);
·                   достаточно ли практична одежда (легко ли стирается, чис­тится);
·                   отличается ли она цветом или какой-нибудь выразительной деталью, чтобы малыш мог легко распознать свою одежду;
·                   соответствует ли эта одежда и обувь вкусам самого ребёнка.

Главной задачей родителей должно стать формирование у детей умений надевать и носить одежду аккуратно, в соответствии с сезоном, назначением, фасоном, цветом. Это особенно важно потому, что слепые и слабовидящие дольше, чем их зрячие сверстники, а иногда и всю жизнь, не осознают, как важно быть хорошо и опрятно одетым. Из-за глубокого нарушения зрения они плохо представляют, как одеты окружающие, и без специального обучения у них не формируется желание и умение аккуратно одеваться. Вместе с тем, неряшливый внешний вид затрудняет слепым и слабовидящим контакты со зрячими, так как производит неприятное впечатление. Очень важно приучить детей контролировать, заправлена ли рубашка, одёрнута ли юбка, застёгнуты ли пуговицы. Если контролирующие движения не сложатся в младшем школьном возрасте, то добиться аккуратности позднее окажется весьма трудной задачей.

Основные правила обучения детей одеванию и обуванию

Ребёнок научится одеваться быстрее, если это делать в одном и том же месте. Процесс одевания должен происходить в замедленном темпе. Если мать, одевая ребенка, спешит, процесс превращается для него в непонятные движения, которые к тому же неприятны (дёргают за руки, сковывают в движениях и т. д.). Одевая ребёнка, постарайтесь находиться сзади него и своими руками направляйте движения его рук, сопровождая все действия словами-пояснениями. Очень важно соблюдать строгую последовательность действий, которую не следует нарушать. Если вы начинаете одевать ребёнка с правой руки, то делайте так всегда. Если вы надеваете ползунки или колготки с правой ножки, то не меняйте этот порядок. Называйте предметы одежды и их части. Малыш быстрее выучит названия одежды, если все чле­ны семьи будут использовать одинаковые названия и одинаково рассказывать, как их надевать.

Как и зрячие, слепые дети быстрее учатся раздеваться, чем одеваться, т.к. раздеваясь, ребёнок не обращает внимания на правильное положение одежды, на то, вывернута ли она наизнанку, поэтому сначала научите его раздеваться. Очень важно, чтобы вырабатывалась привычка убирать на место (или аккуратно складывать) снятую одежду и обувь. С само­го раннего возраста ребёнок должен иметь своё место для вещей и хорошо знать, где оно находится. Необходимо показать, где висит верхняя одежда, стоит обувь.

Ребёнок, который не видит, иногда не понимает, насколько он близок к завершению выполнения задания. Он может расстроиться, потому что не понимает, как много уже сделал. Хвалите его, когда он выполнил что-то хорошо. Старайтесь найти наиболее удобные способы выполнения различных операций. С этой целью вы можете закрыть глаза и представить, как лучше повернуть тот или иной предмет одежды, как определить, что это и т. д. Это поможет вам лучше понять и предвидеть те затруднения, с которыми столкнётся малыш.

Как научить ребёнка одеваться самостоятельно

Для детей раннего возраста одевание – самое подходящее время для знакомства с собственным телом. Прикасаясь к ребёнку, называйте части тела, которые трогаете в данный момент: «Это ножки!». Играйте с ним в игры типа «ладушки». Называйте одежду. Называйте правую и левую стороны, это поможет ему позже, когда начнётся обучение движениям. Обязательно побуждайте ребёнка принимать участие в процессе одевания и раздевания и просите помочь: «Мы будем надевать правый рукав на правую ручку, протяни свою правую ручку». Необходимо приучать его не бросать вещи, а протягивать их взрослому или складывать их на стульчик. Можно и нужно по­мочь ребёнку в тех случаях, когда он недостаточно усвоил какое-либо действие. Перед сном следует показать малышу, как аккуратно повесить бельё на стульчик, поставить тапочки около ножки кровати.

Очень важно не упускать моментов проявления ребёнком активности. Малейшее стремление к самостоятельности должно поощряться. Постепенно отдельные операции ребёнок начнёт выполнять сам. Взрослый должен строго дозировать помощь малышу при одевании и выполнять за ребёнка только те операции, которые он ещё не в состоянии сделать сам; выполнять вместе с ним операции, которые он учится выполнять, и не делать за него то, что он уже может делать сам. Если малышу трудно выполнить действие, которое он уже выполнял самостоятельно, взрослый помогает ему вспомнить последовательность операций, направляет ребёнка, помогает поверить в свои силы: «Ты можешь сделать это сам. Помнишь, как хорошо ты сделал это вчера?»

Научите малыша определять переднюю и заднюю стороны. В этом ему помогут некоторые детали одежды: пуговицы, карманы, швы. То же самое относится и к определению лицевой и изнаночной сторон. На белье, рубашках, колготках они определяются по шву; на верхней одежде – по наличию деталей и по подкладочной ткани. Если изнанку у одежды определить трудно (например, у трусов), нужно пришить на лицевую сто­рону метку в виде пуговки, кусочка ткани. Такая пуговка-подсказка будет для малыша ориентиром, помогающим определить правильность одевания одежды. Поэтому необходимо научить ребёнка так снимать с себя одежду, чтобы она не выворачивалась наизнанку.

На обуви можно сделать метки в виде кусочков лейкопластыря, на­пример, на правой туфельке, тапочке. Взрослый помогает малышу определить, какой ботинок следует обуть на какую ногу, а обувать ботинки ребёнок должен сам. Со временем он научится различать, где левый, а где правый ботинок по ощущению неудобства из-за неправильно надетой обуви.

Большую трудность обычно вызывает овладение навыками застегивания пуговиц и зашнуровывания ботинок. Чтобы ребёнку легче было усвоить эти действия, их следует изучать отдельно, например:  дать ребёнку ботинок, набитый бумагой, и вместе  с ним шнуровать его; или учить ребёнка застёгивать и расстёгивать сначала крупные пуговицы на пальто.

Давайте ребёнку трогать одежду до того, как вы её на него наденете. Так он узнает, какая она на ощупь и по форме. Привлекайте внимание малыша к качеству и цвету ткани: крас­ные носки, колючий свитер. Независимо от того, есть или нет у ре­бёнка возможность видеть цвет, он живёт в мире, где есть цвета, и должен знать их названия. Малыш должен учиться находить в одежде рукава и вдевать в них руки, находить горловину у платья и одевать его. Взрослый направляет его руки, руководит его действиями.

Обучая ребёнка надевать брюки, сначала научите находить их перёд, а потом надевать на себя: «Натягивай правую штанину на правую ногу, пока из штанины не появится ступня, то же – с левой ногой; потом встань и тяни брюки вверх».

Чтобы научить ребёнка надевать свитер, объясните, что в нём три отверстия. В самое большое надо просунуть голову. Для удобства помогите малышу присобрать свитер. Затем нужно вставить руки в рукава и потянуть свитер вниз.