среда, 24 августа 2016 г.

Навыки пользования туалетом


3.6. Навыки пользования туалетом

Один из важных гигиенических навыков – умение пользоваться туалетом. Может пройти немало времени, прежде чем ребёнок научится контролировать действие кишечника и мочевого пузыря. К двум годам слепой ребёнок, как и зрячий, способен овладеть навыками туалета. 

Приучить ребёнка пользоваться туалетом следует раньше, чем он научится хорошо ходить и будет способен в течение двух часов оставаться сухим. Когда меняете подгузники или пелёнки, используйте одинако­вые слова, чтобы описать разницу между «мокрым» и «сухим». Дайте ему их потрогать. Пока ваш малыш не научился выражать свою нужду словами, вы, наблюдая за ним, сами определите тот временной интервал, в который вашего ребёнка необходимо посадить на горшок. В это время и следует начинать учить его проситься в туалет (он может говорить ка­кое-то слово или давать какой-то знак). Расскажите и покажите, как устроен туалет, для чего он предназначен. Обследуйте его вместе с малышом (можно надеть на руки перчатки). Ребёнок должен знать, что не только он пользуется туалетом. Не сдерживайте его, если он захочет помочь в уборке.

Конечно, малышу приобретают горшок, который следует держать в определённом месте (лучше в ванной комнате или в туалете), и ребёнок должен приучаться пользоваться горшком тоже в определённом месте. Покажите ему, куда вы удаляете содержимое горшка и как убираете (спускаете воду в унитазе, моете горшок).

Когда ребёнок привыкнет к горшку, научите его самостоятельно садиться на него. Для этого горшок следует поставить в таком месте, где малыш мог бы одной рукой за что-нибудь держаться (это может быть край ванны, ручка, привинченная к стене и т. п.).

Не следует начинать высаживать ребёнка на горшок слишком рано. Если попытки не увенчаются успехом, не настаивайте, так как это часто приводит к сопротивлению ребёнка, что значительно затянет время формирования навыка. Никогда не оставляйте ребёнка одного на горшке до того, как у него не выработается самостоятельность, и не оставляйте его сидеть долго, так как слепой ребёнок, как и зрячий, ищет в таких случаях занятия, и у него могут выработаться вредные привычки. Когда ребёнок подрастёт, он может начать пользоваться унитазом.

Хвалите и поощряйте его, когда он делает всё правильно. Будьте с ребёнком вместе, когда он находится в туалете, пока он не будет чувствовать себя уверенно один. Пусть он опирается на ноги, чтобы не провалиться. Если малыш описается до того, как пойти в туалет, ведите его туда и переодевайте. Так у него соединятся понятия «туа­лет» и «сухая одежда».

Если возникают проблемы и трудно приучить малыша пользоваться горшком, необходимо внимательно проследить за ним и постараться выявить причину. Может быть, ребёнок плохо ориентируется и ему трудно найти свой горшок в комнате. Причинами могут быть неумение малыша раздеваться (расстёгивать и снимать штанишки), неудобный, с острыми краями, холодный горшок; боязнь потревожить родителей своими проблемами; общая замедленность психических реакций, свойственная многим незрячим детям, или, напротив, расторможенность, повышенная возбудимость и пр.

В любом из подобных случаев вы должны по возможности устранить причину (поменять горшочек, поупражняться в одевании и раздевании, проследить за своими реакциями и пр.). Понаблюдайте за ребёнком, за его поведением. Постарайтесь высаживать его на горшочек всякий раз после сна, после еды, перед прогулкой. Обратите внимание на физиологические ритмы его организма и старайтесь следовать им, предупреждая неприятности. Однако, если неприятность уже произошла, старайтесь относиться к этой проблеме спокойно и естественно: выразите огорчение и в то же время уверенность, что произошедшее ─ случайность, и ваш уже подросший ребёнок постарается больше её не допускать.

Постепенно приучайте ребёнка пользоваться взрослым туалетом. Внимательно обследуйте вместе с ним туалетную комнату: осмотрите, где находится унитаз, где рычажок для спуска воды, туалетная бумага. Приучайте малыша к особой аккуратности в туалете. Учите не касаться унитаза руками ни дома, ни в гостях, ни в общественном месте. Коснувшись унитаза коленками, незрячий ребёнок может в достаточной степени оценить и место его расположения, и высоту. Наблюдайте за ребёнком в туалете в течение длительного времени. Вы сможете быть спокойны только тогда, когда действия его будут доведены до автоматизма.

Ребёнок умеет пользоваться туалетом, если он:
·        понимает, что хочет в туалет и может потерпеть, чтобы не
испачкать одежду или пол;
·        ходит в туалет самостоятельно;

·        пользуется туалетной бумагой, одевается или может попросить о помощи.