3.6. Навыки пользования туалетом
Один из важных гигиенических навыков – умение пользоваться
туалетом. Может пройти немало времени, прежде чем ребёнок научится контролировать
действие кишечника и мочевого пузыря. К двум годам слепой ребёнок, как и
зрячий, способен овладеть навыками туалета.
Приучить ребёнка пользоваться туалетом следует раньше,
чем он научится хорошо ходить и будет способен в течение двух часов оставаться
сухим. Когда меняете подгузники или пелёнки, используйте одинаковые слова,
чтобы описать разницу между «мокрым» и «сухим». Дайте ему их потрогать. Пока
ваш малыш не научился выражать свою нужду словами, вы, наблюдая за ним, сами
определите тот временной интервал, в который вашего ребёнка необходимо посадить
на горшок. В это время и следует начинать учить его проситься в туалет (он
может говорить какое-то слово или давать какой-то знак). Расскажите и
покажите, как устроен туалет, для чего он предназначен. Обследуйте его вместе с
малышом (можно надеть на руки перчатки). Ребёнок должен знать, что не только он
пользуется туалетом. Не сдерживайте его, если он захочет помочь в уборке.
Конечно, малышу приобретают горшок, который следует
держать в определённом месте (лучше в ванной комнате или в туалете), и ребёнок
должен приучаться пользоваться горшком тоже в определённом месте. Покажите ему,
куда вы удаляете содержимое горшка и как убираете (спускаете воду в унитазе,
моете горшок).
Когда ребёнок привыкнет к горшку, научите его самостоятельно
садиться на него. Для этого горшок следует поставить в таком месте, где малыш мог
бы одной рукой за что-нибудь держаться (это может быть край ванны, ручка,
привинченная к стене и т. п.).
Не следует начинать высаживать ребёнка на горшок
слишком рано. Если попытки не увенчаются успехом, не настаивайте, так как это
часто приводит к сопротивлению ребёнка, что значительно затянет время
формирования навыка. Никогда не оставляйте ребёнка одного на горшке до того,
как у него не выработается самостоятельность, и не оставляйте его сидеть долго,
так как слепой ребёнок, как и зрячий, ищет в таких случаях занятия, и у него
могут выработаться вредные привычки. Когда ребёнок подрастёт, он может начать
пользоваться унитазом.
Хвалите и поощряйте его, когда он делает всё
правильно. Будьте с ребёнком вместе, когда он находится в туалете, пока он не
будет чувствовать себя уверенно один. Пусть он опирается на ноги, чтобы не
провалиться. Если малыш
описается до того, как пойти в туалет, ведите его туда и переодевайте. Так у
него соединятся понятия «туалет» и «сухая одежда».
Если возникают проблемы и трудно приучить малыша
пользоваться горшком, необходимо внимательно проследить за ним и постараться
выявить причину. Может быть, ребёнок плохо ориентируется и ему трудно найти
свой горшок в комнате. Причинами могут быть неумение малыша раздеваться (расстёгивать
и снимать штанишки), неудобный, с острыми краями, холодный горшок; боязнь
потревожить родителей своими проблемами; общая замедленность психических
реакций, свойственная многим незрячим детям, или, напротив, расторможенность,
повышенная возбудимость и пр.
В любом из подобных случаев вы должны по возможности
устранить причину (поменять горшочек, поупражняться в одевании и раздевании, проследить
за своими реакциями и пр.). Понаблюдайте за ребёнком, за его поведением. Постарайтесь
высаживать его на горшочек всякий раз после сна, после еды, перед прогулкой. Обратите
внимание на физиологические ритмы его организма и старайтесь следовать им,
предупреждая неприятности. Однако, если неприятность уже произошла, старайтесь
относиться к этой проблеме спокойно и естественно: выразите огорчение и в то же
время уверенность, что произошедшее ─ случайность, и ваш уже подросший ребёнок
постарается больше её не допускать.
Постепенно приучайте ребёнка пользоваться взрослым
туалетом. Внимательно обследуйте вместе с ним туалетную комнату: осмотрите, где
находится унитаз, где рычажок для спуска воды, туалетная бумага. Приучайте малыша
к особой аккуратности в туалете. Учите не касаться унитаза руками ни дома, ни в
гостях, ни в общественном месте. Коснувшись унитаза коленками, незрячий ребёнок
может в достаточной степени оценить и место его расположения, и высоту.
Наблюдайте за ребёнком в туалете в течение длительного времени. Вы сможете быть
спокойны только тогда, когда действия его будут доведены до автоматизма.
Ребёнок умеет пользоваться туалетом, если он:
·
понимает, что
хочет в туалет и может потерпеть, чтобы не
испачкать одежду или пол;
испачкать одежду или пол;
·
ходит в туалет
самостоятельно;
·
пользуется
туалетной бумагой, одевается или может попросить о помощи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий